банки челябинска
Карта сайта | Сделать стартовой страницей | Добавить в избранное Пятница, 21 Апреля 2006, 01:10
USD: 27.465000 | EUR: 33.930300 |
Курсы валют Челябинвестбанк 
спроспредл
Нал. USD 12:01 27.70 27.980
Нал. EUR 12:01 33.90 34.332
USD/TOD UTS 02/12 28.97 28.971
EUR/USD 00:59 1.1717 1.172

Пресс-релизы

Несерьёзные налоги

[ 17.04.2006 ]


Если в государственную казну не поступает достаточного количества денежных средств, а аппетиты административного аппарата всё время растут в геометрической прогрессии, то из этой проблемной ситуации выход можно искать сразу несколькими способами. Самый простой и очевидный – повышение налоговых ставок и учреждение новых налоговых платежей. Не гнушается подобными мерами ни одно государство, так как любая мелочь, кажущаяся смешной и незначительной среднестатистическому обывателю, может приносить государству очень значительные дивиденды. К “несерьёзным” налоговым новациям правители прибегали как на самых ранних этапах становления и развития государственности, так продолжают прибегать и сегодня.

Первым по времени учреждения налогом, вызывающим улыбку на лицах современных налогоплательщиков, является налог на общественные отхожие места, введённый в первом веке нашей эры римским императором Титом Флавием Веспасианом. В то время, как известно, Римская Империя только начала познавать все прелести разгульной и весёлой светской жизни. Многочисленные празднования в честь прежних римских завоеваний и банкеты в честь славных завоевателей отнимали у римской казны большую часть её средств. В итоге по расчётам самого Веспасиана Рим стал должен около тридцати миллиардов сестерциев.    Увеличение налоговых ставок приводило лишь к восстаниям и неповиновению провинций. Тогда император решает ввести новые налоги. “Деньги не пахнут” – решает правитель, и на свет появляется первый налог на пользование туалетом. Каждый желающий использовать городскую канализацию в своих узкокорыстных целях был обязан каждый раз уплачивать деньги надзирателю. Одна только эта статья ежегодно приносила в бюджет многомиллионные доходы, что позволило Риму обзавестись новой сетью библиотек, школ и храмов.

Тогда же Веспасиан учреждает налог на “еврейскую внешность” и “еврейские жилища”. Кроме поголовного сбора и сбора за право пользования жилищем, жители еврейской провинции должны были платить ещё и за право иметь само жилище. Кроме того, при входе или въезде в большой город с лиц, имеющих еврейскую внешность, взималось несколько сестерциев. Также евреи многократно больше иных смертных платили за право осуществлять торговлю товарами на городских площадях.  

Позднее в Византии был установлен новый, не совсем обычный налог. Налоговым платежом стал облагаться воздух. Считалось, что воздух принадлежит всем и каждому в отдельности. Причём независимо от материального достатка и социального положения. И если маленькие домики не создают угрозы воздушного голодания, то строительство больших хором во многом лишает людей пользоваться этим природным даром, так как большие и объёмные жилые здания забирают в себя и большее количества воздуха. Таким образом, владельцы, живущие в этих зданиях, как бы узурпируют воздух, лишая права пользования им остальных граждан. Размер такого налога был прямопропорционален размеру здания.

В самом начале средних веков во многих европейских государствах были введены налоги на преступления. Сама концепция традиционного налогообложения была заменена так называемым “штрафным налогом”. Фактически, откупиться теперь стало возможным от любого, виновным образом содеянного, преступления. Показательным в этом отношении является нормативный документ того времени под названием “Салическая Правда”. Все составы преступлений, содержащихся в “Правде” карались исключительно поборами в пользу потерпевшей стороны и в пользу государства. Для того, чтобы составить представление о том, с чего государство получало свой доход, приведём несколько положений этого закона.   Например, в параграфе шестом главы 35 “Правды” сказано вот что:

“Если кто украдет или лишит жизни дворового слугу, или кузнеца, или золотых дел мастера, или свинопаса, или виноградаря, или конюха, и будет уличен, присуждается к уплате 1200 денариев, что составляет 30 солидов”.  

Для сравнения:

“Если кто украдет поросенка из запертого хлева, воровским образом ударит    супоросую свинью (последствием чего окажется  выкидыш),  и будет уличен, присуждается к уплате 45 солидов” – глава вторая “Правды”.  

Подобным образом дело обстояло и на Руси, где по “Русской Правде” по нескольку гривен нужно было заплатить за “отрывание прохожим холопам и смердам” носов, ушей, пальцев и ног.

А в это время где-то на Ближнем Востоке, точнее, в Османской Империи, вводится налог на стачиваемые чиновничьи зубы. Чиновники паши не желали мириться с тем, что местные жители всегда кормят их некачественной, жёсткой и недоваренной пищей. Приём таких разносолов, без всякого сомнения, приводил к порче зубов и раннему кариесу. Поэтому было принято решение заставить население ежемесячно вносить платежи, предназначавшиеся для починки зубов государственных мужей.  

Бесспорно, самым непонятным и высоким налогом за всю историю человечества был налог на соль. Непомерным для населения соляным налогом “заболевали” в своё время все государства без исключения. Первопроходцами в этой сфере явились мудрые китайские правители, решившие, что без соли народ просто не сможет обойтись, и всё равно будет покупать её, сколько бы она ни стоила. Китайцы оказались правы и передали свой опыт европейским государствам. С тех пор соляные бунты стали в мире не редкостью. Это притом, что соли всегда водилось в избыточных количествах. Своеобразный рекорд установила Англия, взимавшая с Индии соляной налог, превышавший четыре тысячи процентов от стоимости продаваемого товара. 

В восемнадцатом веке в Башкирии вводится налог на цвет глаз. Чем темнее были глаза у их счастливого обладателя, тем меньше он платил налога. Дело в том, что по существовавшим тогда понятиям, исконный житель Башкирии, чьи родители были также коренными башкирами, несомненно, должен был обладать исключительно чёрным цветом глаз. Поэтому и самыми низкооблагаемыми глазами были глаза чёрного цвета. Плата за них составляла всего-навсего 2 алтына. За серые глаза приходилось отдавать уже семь алтын. За зелёные и голубые по десять и тринадцать алтын соответственно. Труднее всех жилось в Башкирии альбиносам. Так, наверное, башкиры боролись за чистоту браков.

Притчей во языцех стал введённый Петром Первым в конце семнадцатого века налог на ношение бороды. Размер налога мог колебаться в зависимости от сословия, к которому принадлежал бородач. Первостатейная купеческая борода оценивалась в сто рублей. Дворяне платили за бороду шестьдесят рублей. Крестьянам разрешалось носить это “украшение” совершенно бесплатно. Но при въезде в город и они платили по одной копейке за “восточную срамоту”. Наверное, это был первый в истории налог, функции и главная цель которого выходили далеко за рамки пополнения государственной казны. Основной целью введения подобного налога являлось искоренение древнерусских обычаев, привычек и образа жизни. Так, в 1715 году появилось новое правило, предписывающее всем “упёртым” бородачам носить платье старого образца:  

“… чтоб платили по 50 рублей на год и к тому, чтоб оные бородачи и раскольники никакого иного платья не носили, как старое, а именно зипун со стоячим клееным козырем (воротником), ферези и однорядку с лежачим ожерельем”.

В 1704 году тем же Петром Первым вводится налог на чистоту. Его платили все, кто имел в своём распоряжении баню. Дворяне платили по одному рублю, крестьяне - по пятнадцать копеек. Разумеется, данный налог не был обязательным. Если человек не хотел ходить в баню, то он и не платил за неё. Этим, кстати, и пользовались неимущие крестьяне, по нескольку месяцев ходившие немытыми. С другой стороны существовало строгое предписание всем государственным чиновникам, которые платили за бани 3 рубля, появляться на рабочем месте “мытыми и опрятными”.   При неисполнении этого требования с чиновников взимался штраф в размере пяти рублей независимо от занимаемой им государственной должности.

В 1797 году в Англии вводится налог на ношение часов. Каждый, кто желал иметь при себе свой собственный часовой механизм, уплачивал в бюджет по пяти шиллингам в год. Этот налог был настолько необоснованным и непонятным, что даже англичанам он показался лишним, вызвав большую волну народного негодования. Через несколько месяцев, в 1798 году налог на часы был отменён. А через несколько лет, в начале девятнадцатого века в той же Англии появляется ещё один “сомнительный” налог. Теперь облагались налогом излюбленные англичанами трости. Для этого налога чиновники всё-таки придумали обоснование: дескать, трость чрезвычайным образом портит дорожные покрытия, приводя те в совершенную негодность. Но и от этого налога в скором времени пришлось отказаться по тем же причинам.

В восемнадцатом веке на Германию обрушилось настоящее воробьиное нашествие. Воробьёв развелось столько, что они стали наносить серьёзный урон сельскому хозяйству. Поэтому правлением Бюртемберга было решено нанести по воробьиному племени ответный удар. Каждый взрослый житель мужского пола брал на себя обязательство перед городом уничтожить шесть птиц. За представленные тушки убиенных воробьёв безжалостный истребитель получал денежное удовлетворение. По одному крейцеру за птицу. Если в назначенный срок он не представлял нужного количества убитых птиц, то за каждую неубитую им выплачивался налог в размере двух крейцеров.

Первый налог со взяток, получаемых должностными лицами от всевозможных просителей, был учреждён на острове Ява еще в далёком восемнадцатом веке. Что характерно, его размер многократно превышал заработную плату, начисляемую чиновникам. Сегодня налог на взятки действует в Эстонии и некоторых других государствах. В Эстонии налог уплачивают взяткодатели в размере 35 процентов от данной какому-либо чиновнику взятки. При этом фактический взяткодатель сам решает для себя и для правоохранительных органов, являлась ли денежная сумма, отданная чиновнику, взяткой или это был обыкновенный подарок. Сама же взятка трактуется в эстонском законодательстве как “расходы, не связанные с деятельностью предприятия”.

До сих пор вызывает острую полемику введённый в 1941 году на всей территории   СССР налог на холостых и одиноких граждан. Сторонники налога считают, что основной его целью было оказание помощи сиротам и нуждающимся в пособиях одиноким матерям. Противники же утверждают, что налог стимулировал рост населения. А в самом налоге отразились гегемонистские планы государства на будущий лёгкий передел мира в результате быстро растущего числа лиц призывного возраста.

Противоположная ситуация наблюдается сегодня в Китае. Так, семье, имеющей одного ребёнка, причитается денежная компенсация, льготы, а также ежегодные подарки. Если семья многодетная, то с неё наоборот вычитают налоги за каждого “лишнего” ребёнка.

Также, применительно к Китаю: с недавнего времени в некоторых областях страны существуют налоги за совместное проживание с женщиной, не заключая при этом с ней брака. Власти считают, что подобные “дикие браки” наносят непоправимый вред нравственному здоровью и развитию молодого поколения.

Сегодня в Венеции взимается налог на тень. Появился он в 1993 году и связан исключительно с тем, чтобы создать здесь условия, обеспечивающие экономию и рациональное использование “сухого” места. Им стали облагаться всевозможные навесы, отбрасывающие тень на землю, коих развелось здесь неимоверное количество. Кстати сказать, налог подействовал, и теперь навесы размещаются строго там, где они действительно необходимы.

Своеобразным, с точки зрения российских граждан, представляется так называемый налог на секс. Существует он в тех странах, где легализована проституция. Например, известно, что в Кёльне облагаются налогом бордели, свингерские   клубы, сауны, бани, салоны эротического массажа и так далее. В общем, те заведения, в котором клиенту оказываются услуги сексуального характера. Налоговой базой при этом являются кровати, кабины, комнаты и бассейны. Владельцы магазинных витрин, демонстрирующих проституток, в небезызвестном квартале “красных фонарей” платят налоги в бюджет с каждой такой витрины.

Таким образом, налоги могут иметь практически любой внешний облик. Главное – это то, чтобы они приносили государству ощутимый доход. А уж придумать новую доходную статью не составляет никакого труда.

http://bankir.ru/analytics/nalog/6/50770






Сделано в